18.01.201936010
Член временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию нападений на активистов, Елена Сотник, назвала Одессу "криминальной столицей Украины". Мол, именно там в последнее время вспыхивает больше коррупционных скандалов, нападений на активистов, дерибаны рекреационных зон и тому подобное.Поэтому, журналисты общественной организации «Офис Регионального Развития», решили посвятить Одессе ряд расследований и проверить, на примере этого города, наличие типичных для всех регионов Украины коррупционных нарушений.
Коммунальное хозяйство - одна из самых закрытых и самый коррупционный сфер. Деятельность коммунальных хозяйств редко попадает в фокус внимания общественности, так и нарушения там носят системный характер, а сами КП работают крайне неэффективно. В то же время, премировать в коммунальных предприятиях и учреждениях давно стало традицией. Премируют к государственным праздникам, к профессиональным, дней рождений и просто так, как дополнение к зарплате.
Согласно закону Украины "Про запобігання корупції", руководитель предприятия может премировать своих работников, всех, кроме себя самого - ведь это банальный конфликт интересов. Однако, очень часто в наших коммунальных предприятиях и учреждениях пренебрегают этой нормой, кто же узнает?
Итак, каким образом премируют работников руководители коммунальных предприятий и учреждений, которые относятся к Одесского городского совета?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, экспертами общественных организаций "Ассоциация Политических Наук" и "Офис Регионального Развития" были направлены запросы о доступе к публичной информации в Одесский городской совет, а также во все коммунальные предприятия, которые указаны на официальном сайте горсовета, и электронные адреса которых есть в открытом доступе.
На сайте горсовета указано, что в подчинении городского совета и его структурных подразделений находится 50 предприятий и 11 учреждений.Нами было получено 23 ответа. По стилю ответы на запросы можно разделить на несколько категорий.
- предприятия, которые правильно поняли суть запрашиваемой информации, решили не нарушать законодательство и предоставили исчерпывающие ответы с полным перечнем всех приказов на премирование.
- предприятия, которые решили, что информация, спрашивается, не является общественно-важной.
- КП, отмечают, что они не являются распорядителями бюджетных средств, поэтому и ответ на наш запрос предоставлять не обязаны.
Нашлась также одна учреждение, решила не отвечать, ссылаясь на неправильную, по их мнению, форму запроса.
Теперь про ответ по существу.
Среди предприятий, которые своевременно и в полном объеме предоставили ответ на запрос , есть такие, в которых премирования работников не осуществлялось. Это "Центр экологических проблем и инициатив", "Туристический информационный центр Одессы», «Городские дороги" и "Сервисный центр".
Еще в части предприятий премировали работников, а вот директор сам себя не премировал ( "Одескомунтранс", "Одесские инженерные сети", "Одесмиськелектро-транс" и "Одесское городское проектно-производственное бюро архитектуры и градостроительства»).
Однако в трех предприятиях руководители таки премировали сами себя.
Так, в "Службе по обслуживанию административных зданий исполнительных органов Одесского городского совета" премирования руководства осуществлялось 11 раз, и каждый раз премия составляла 100% от должностного оклада.
7 раз премировал себя директор КП "Стадион" Спартак ", из них 4 раза премия составила 100% от оклада, а еще три - ровно половину. 6 раз премировали себя руководители КП "Малиновский рынок". Интересно то, что два премирования в феврале составили всего по 30% от оклада, ведь премировали себя исполняющая обязанности директора. А вот с апреля, когда предприятие получило постоянного директора, премии выросли до 100% (таких было 3, а еще одна составила 80% от должностного оклада).
Значительное количество коммунальных предприятий Одесского городского совета отказались предоставлять запрашиваемую информацию, мотивируя это тем, что они не являются распорядителями бюджетных средств, а все выплаты осуществляются за счет средств, полученных от населения за оказанные услуги.
Это почти все КП города. Однако КП "Черемушки" и ЖКП "Черноморский" считают, что эта информация не представляет никакого общественного интереса, а ЖКП "Порто-Франковский", и вообще, называют ее "тайной".
Больше всего удивила позиция КП "Право". Они отказались предоставлять ответ на запрос, поскольку считают его неправильно оформленным.
Во-первых, работники данного КП, которые, судя по названию, является юристами, называют запрос о доступе к публичной информации просьбой, а выполнять или нет просьбу - дело абсолютно добровольное. Во-вторых, они не считают общественную организацию субъектом подачи запроса и требуют каких-либо дополнительных данных от лица, которое они четко могли бы идентифицировать.
Сама городской совет, в которую также обратились эксперты с просьбой предоставить копии всех приказов на премирование, начиная с 1 января 2018 года, по каждому из КП, а также "Одесгорсвет" попросили продлить время на предоставление ответа до 20 рабочих дней.
Итак, можно констатировать, что как минимум треть руководителей одесских коммунальных предприятий, о которых нам известно, нарушают антикоррупционное законодательство, причем системно. Остальные - то есть 50 из 61 - скрывают любую информацию о своей деятельности. Скрывают обычно тогда, когда есть что скрывать ...
Дмитро Сінченко Олена Сінченко
ГО «Офіс Регіонального Розвитку»